Otorten.ru / Илья Абрамов. Священный Зверь Скончался

 

Илья Абрамов. Священный Зверь Скончался

Цикл "Жизнь и Смерь Манси". Третья часть

 

19 сентября 2010. 22.10

Зашёл к Стёпе от безысходности. Все, кто еще не был опрошен мною в Ушме, был уже пьян, и чтобы не проводить вечер в рефлексии, я зашел к человеку, который гарантировано трезв, и у которого не будет русских гостей с лоснящимися лицами. Знакомьтесь – Степан Николаевич Анямов, единственный православный манси Ушмы. Дома образцовый порядок прапорщика-промысловика-старообрядца. Всё в одном лице. На стене гитара, отгорожен закуток для молитв, - там, среди благообразных икон чадят лампадки.

Степан Николаевич Анямов

- Постишься?

- А как же.

- Ты же охотник!

- Вот так и приходится.

Стёпа старожил Ушмы. Когда была колония – он прапорщик, когда лесосплав – он моторист на реке, когда ничего не стало, остался он. Пробовал в городе – в Хантах поделки для сувенирных лавок резал – тоска по лесу замучила. Так, на пятом десятке пришлось вернуться к корням – стать охотником, хотя раньше не промышлял. В сумрачные 90-е, этот обезлюдевший зековский край выбрали для скита отпущенники из Соловецкого монастыря. Из четырех монахов через год остался один, самый истовый. Стёпа учил их премудростям таёжной жизни. Избушку в глухом углу помог срубить. В ответ получал добро и Слово. Постепенно вникал в учение о Спасителе. Чего не добились миссионеры многовековым навязыванием непонятных церковных таинств, было достигнуто за год вкрадчивых бесед. Сколько лет уже нет того монаха, а вера осталась. И добротная избушка, которая стала для Степана промысловой.

Только в 2008 году появился новый посёлок Ушма, выстроенный по плану властей, и Стёпа обжил новый дом, никуда не переезжая. Заселили Ушму в основном кровники из соседнего Тресколья, но духовная трещина пролегла между ними. Степан, конечно, не демонстрирует свое «духовное превосходство», но если его спросить об языческой вере отцов он: а) расскажет; б) проявит свое негативное по отношению к болванам, которых надо кровью подчевать. «Традиционный» манси никогда вам ничего просто так не расскажет о сакральной жизни, и уж точно своих божков в обиду не даст.

Степан же в этом смысле очень удобный информант, только говорит скороговорками и, конечно, как все манси, обожает соскакивать с темы.

И вот еще что. Отмечу очень важный для этнической самоидентификации момент – вопрос о медведе. Это святая святых, табуированная сверху донизу сфера, ее трудно «перекрыть», особенно в данном случае. Отец Стёпы, Николай Васильевич Анямов, добыл 40 (сорок!) медведей за жизнь, значит, 40 праздников отпраздновал, был хранителем культурных традиций Тресколья. Медвежий праздник сидит в генах, в живой памяти, это серьезно. В моей анкете было много вопросов, этот единственный, в котором было отчетливое единодушие манси. «Вы считаете медведя своим священным предком?», « да! » - ответ, который не вызывал размышлений ни у кого. А вот Стёпа замялся, ненадолго, но эти несколько секунд выдали его, все его размышления. На моих глазах произошло очередное самоутверждение в новой вере: « нет » - последовал ответ.

В тот раз мы разговаривали довольно долго. Я уже устал пить чай (манси пьют его постоянно), хлеб надоел, от жарко натопленной избы разморило, и я собрался раскланяться, когда между делом Стёпа заявил, что сегодня подстрелил медведя. Я сразу понял, что мне сильно повезло: а) что решил зайти; б) что Стёпа соизволил поделиться такой новостью. Сам бы он не зашёл с такой вестью, тихой сапой разделали бы поутру, и всё – никакой этнографии.

Тут же зашли к Унте и Роме, чтобы договориться об утреннем походе. Слава Нуми Торуму, они были одни дома без гостей и трезвые. Поверьте, для сентябрьского вечера в Ушме – это редкость.

Накануне утром я анкетировал Рому. Периодически он вставал и блевал в тазик под рукомойником. 58 лет от роду, 30 как овдовел. Говорит, что однолюб. Рассказать может много, но надо умело вопросы задавать, и в нужное время.
1
Накануне утром я анкетировал Рому. Периодически он вставал и блевал в тазик под рукомойником. 58 лет от роду, 30 как овдовел. Говорит, что однолюб. Рассказать может много, но надо умело вопросы задавать, и в нужное время.

Так что нам выпал уникальный день, когда Рома был не с похмелья, и постояльцев у него не было. К глубокому моему сожалению, уже вечером они опять понаехали. Почему так важно, чтобы с нами был Рома. Потому что он единственный из нас, кто разделывал медведя. Унтя молод и медведя не добывал, Стёпа не молод, но медведь у него первый. Савву бы еще взяли, но он бражку хлебал да уток гонял на озере.

С утра пораньше я прибыл к Стёпе, чтобы ничего не пропустить. Косые лучи рассветного солнца, пробив свинцовые тучи, бороздили берег Лозьвы. Вода в реке таинственно отсвечивала, вязкая и тягучая поутру. Рома набирал её с собой в дорогу.
2
Косые лучи рассветного солнца, пробив свинцовые тучи, бороздили берег Лозьвы. Вода в реке таинственно отсвечивала, вязкая и тягучая поутру
Прихватив с собой тару под жир, оружие и собак, мы пошли к медведю. До него было всего 1,5-2 км.

Небольшое отступление. Накануне дело было так. Стёпа с Унтей (Андрей по-русски) пошли за глухарями, взяли старую хорошую охотничью лайку. Недалеко от посёлка, прямо на дороге попался медведь. Стёпа не долго думая, перезарядил одностволку пулей, и выстрелил. Попал, но не наповал, медведь отбежал и залёг зализать рану. Собака не оставила его в покое, и ему пришлось уходить дальше, отмахиваясь от лайки и теряя кровь. Если бы не лайка, за медведем не рискнули бы идти в сгущающихся сумерках, а так началось преследование. Были еще выстрелы, но именно первый был роковой. Уйдя не более чем на километр по прямой, медведь упал на краю болота и умер. Оказалось, первая пуля пробила навылет лёгкие, и минуты жизни его были сочтены. Один из выстрелов вдогон тоже достиг цели, пробив лапу.

Сначала шли по дороге.
3
Сначала шли по дороге.

Навстречу проехал уазик, и мы спрятались от него в лесу. «На всякий случай» - пояснили мне, - «вдруг инспектор». У нас два ствола, один нарезной, и ни лицензий, ни билетов.
4
Навстречу проехал уазик, и мы спрятались от него в лесу.

Свернули на какую-то заросшую просеку и долго безуспешно искали свёрток с него. Там должно было быть надломано деревце, но ничего не попадалось. Поскольку вчера пошли за глухарями, топора не взяли, и затёсы было делать нечем. Искали полтора часа. Нашли с грехом пополам. По надломам веток еще с полкилометра шли по лесу.

Божественный предок лежал на жухлой осенней траве, будто прилег поспать. Последние метры его жизни были орошены каплями крови.
5
Божественный предок лежал на жухлой осенней траве, будто прилег поспать. Последние метры его жизни были орошены каплями крови.

Но сам мишка был на вид как будто совершенно цел, никаких жутких ран. Только чуть подняв голову, мы разглядели, набежавшую из пасти кровь.
6
Но сам мишка был на вид как будто совершенно цел, никаких жутких ран. Только чуть подняв голову, мы разглядели, набежавшую из пасти кровь.

Две молодые собаки, конечно, были напуганы – сначала боялись даже подойти, но потом осмелели. Старого пса-добытчика посадили на привязь поодаль, и он равнодушно глядел на бестолковый молодняк и на медведя, которого в одиночку затравил накануне. Унтя посадил щенка на медведя, чтоб тот привыкал к запаху и не боялся в будущем. Бедолага чуть не обделался.
7
Унтя посадил щенка на медведя, чтоб тот привыкал к запаху и не боялся в будущем. Бедолага чуть не обделался.

Никаких ритульных действий не производилось. О том, сколько их было в прошлом, я расскажу в конце. Развели костер и стали пить чай. Приготовили лесины, на которые будет развешено мясо и шкура.

ЛЮДЯМ ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМ ДАЛЬШЕ НЕ СМОТРЕТЬ. Сцены свежевания медведя в цвете.
РЕКОМЕНДУЮ смотреть тем, кто думает, что охота на крупным млекопитающих – это круто, и хочет приобрести оружие. Я так не считаю.

Оттащили медведицу (а это была медведица 2-3 лет) на ровное место, уложили на спину, раздвинули лапы.
8
Оттащили медведицу (а это была медведица 2-3 лет) на ровное место, уложили на спину, раздвинули лапы.
9
Илья Абрамов. Священный Зверь Скончался. Цикл "Жизнь и Смерь Манси". Третья часть

Разделывать начал Рома. Сделал осевые надрезы по брюху и лапам.
Начал отделять шкуру от лап.
10
Илья Абрамов. Священный Зверь Скончался. Цикл "Жизнь и Смерь Манси". Третья часть

Присоединились остальные. Лапы – очень неудобное место для ножа. Шкуру отслаивают так, чтобы обильный подкожный жир остался на туше, а не на шкуре. Нож периодически правят.
11
Присоединились остальные. Лапы – очень неудобное место для ножа. Шкуру отслаивают так, чтобы обильный подкожный жир остался на туше, а не на шкуре. Нож периодически правят.

Без шкуры медведь становится заметно меньше, и угадывается отчётливое сходство с упитанным человеком. Я слышал об этом сходстве, но всё равно удивляет.
12
Без шкуры медведь становится заметно меньше, и угадывается отчётливое сходство с упитанным человеком. Я слышал об этом сходстве, но всё равно удивляет.

Шкуру развешивают на перекладину, а под тушу стелют полиэтилен, если он, конечно, есть. Затем снимают ножами жир и складывают его в ведро. У осеннего медведя его достаточно много. С одной стороны отрезают конечности, чтобы тушу было удобно вертеть.
13
Шкуру развешивают на перекладину, а под тушу стелют полиэтилен, если он, конечно, есть.
Вспарывают аккуратно живот. Достают внутренности – их надо подрезать так, чтобы содержимое не вывалилось обратно в полость. Это самая нелицеприятная и очень вонючая процедура. С непривычки может вывернуть.

Отделяют от от кишок внутренний жир – его довольно много, и он ценится больше подкожного за свои целебные свойства. Его складывают в другое ведро. Вид, конечно, не презентабельный, его потом варят до однородной массы и фасуют по банкам. Из кишок можно делать колбасу – они очень прочные.
14
Вспарывают аккуратно живот. Достают внутренности – их надо подрезать так, чтобы содержимое не вывалилось обратно в полость. Это самая нелицеприятная и очень вонючая процедура. С непривычки может вывернуть.

Отрезают конечности с другой стороны. Отделяют от рёбер внутреннюю полость, не доставая из неё печень и желчь. Туша лежит на спине, и кровь обильно скапливается, там, где были внутренности. Вынимают печень и аккуратно отрезают от него желчный пузырь, чтоб не вытек. Желчь очень ценна, ее надо будет высушить. Отрезают лёгкие и отдают собакам. Затем снимают мясо с рёбер и обрубают сами рёбра. От хребта отсекается таз и голова. Из шеи вырезается горло и отдаётся собакам.
15
Илья Абрамов. Священный Зверь Скончался. Цикл "Жизнь и Смерь Манси". Третья часть

Отделяемые куски мяса вывешивают на лесины и скоро весь медведь оказывается там. Мясо останется подсыхать до следующего дня, стечет кровь, обветрится, покроется легкой корочкой, и мухи с ним ничего не сделают.
Управились за 3-3,5 часа с чаепитиями втроём. В этом смысле, зверь не прост, того же лося свежуют в два раза быстрее.
16


Чай мы пили еще 2 раза! Где-то посередине процесса, и после завершения разделки еще раз! Это единственное действие, смахиваюшее на ритуал.
17


... Я спросил у Ромы, как всё происходило раньше, и он мне поведал целый свод правил обращения с медведем, ни один из которых сейчас не выполняется. Само слово «медведь» – табуированное, косолапого не называли его настоящим именем вплоть до современности. Этнографам известно более 20 мансийских названий медведя. У лозьвинцев чаще звучало «консынг аки» (дословно «когтистый старик»). Он не просто в особом почёте – в Тресколье он один из покровителей. Был…

Н. Харузин: « Остяки, равно и вогулы веруют в сверхъестественную силу медведя; он зверь особенно почитаемый. Его опасаются называть по имени или говорить о нем дурно. Ни один остяк не решится по убиении медведя сказать: «мы сняли с него шкуру» или «убили медведя», он скажет вместо этого: «мы сняли с него священную малицу», или «священный зверь скончался». Само название медведя нельзя без особой крайности употреблять в разговоре; о медведях говорят, называя его или просто «он», или «отцом», «священным зверем», «добрым зверем» и т.п. Наконец само название медведя не более как эпитеты, означающие в переводе, например, «покрытый шубой старик», «старик с когтями» и пр. » Это связано с опасением, что дух убитого животного, если его называть по имени, может услышать и отомстить.

Стёпа только посмеивался. Трудно представить его совершающим танец перед убитым медведем, трудно представить, как бы он просил прощения за убийство. А это было широко принято. Охотник извиняется перед убитым медведем за совершенный поступок и старается сложить вину с себя, обвиняя в убийстве посторонних лиц. Остяк спешит заявить убитому зверю, что он застрелил его нечаянно, что он не виноват, так как русские изготовили ружье. Ты прости меня и не суди строго, ведь убил тебя не я, а русский: от него я получил ружье, порох, свинец; я же всегда тебя любил и уважал и в доказательство этого устрою празднество в твою честь».

С персоной медведя связаны и самые эффективные способы древнего правосудия и присяги кому-либо. По словам исследователя вогулов Новицког о: Когда присягают новому государю, то собирают остяков вместе, кладут топор, которым прежде рубили медведя или медвежатину, дают каждому из присутствующих с ножа кусок хлеба и заставляют присягающего произнести следующую формулу: «если я моему государю до конца моей жизни верен не буду, своевольно отпаду, должного ясака не заплачу и из моей земли отойду, или другие неверности скажу: то чтоб меня медведь изорвал, куском сим, который ем, чтоб мне подавиться, топором сим да отрубят мне голову, а ножом сим, чтоб мне заколоться ». Этот вид присяги является наиболее сложным из всех, так как к клятве медведем присоединена еще клятва хлебом, ножом и топором.

Назад пошли, делая зарубки топором для возврата. Взяли немного мяса, шкуру и жир.
Охота по-прежнему основной источник средств к существованию. Безработица у манси лесных поселений 100%.
18
Назад пошли, делая зарубки топором для возврата. Взяли немного мяса, шкуру и жир.

Сделал общее фото, в духе съёмки начала 20 века.
19
Сделал общее фото, в духе съёмки начала 20 века.

Старая Ушма встретила угрюмым наследием ГУЛАГа, а в новой Ушме уже кто-то пьяно елозил шинами.
20

Старая Ушма встретила угрюмым наследием ГУЛАГа, а в новой Ушме уже кто-то пьяно елозил шинами.

Источник: http://ilya-abramov-84.livejournal.com/10090.html

Вверх

На главную