Otorten.ru / Уральский словарь / Мир-Суснэ-хум
Мир-Суснэ-хум (манси), Миршэтиви-хо (ханты), в мифологии обских угров одно из главных божеств. Буквальное значение имени - «смотрящий за миром». Эпитеты и описательные имена отражают различные признаки и ипостаси Мир-Суснэ-хума: «золотой богатырь», «всадник», «богатырь-старик», «властелин-старик», «властелин ханты», «повелитель», «сын золотого света», «сынок женщины» - Эква-Пыгрись и др., при этом у восточных хантов Кан-ики или Орт-ики - основное имя Мир-Суснэ-хума.
Каждую ночь Мир-Суснэ-хум объезжает землю на крылатом всевидящем коне Товлынг-лув с золотой гривой и серебряными копытами, проверяя, всё ли в мире в порядке, и передавая людям наказы своего отца Нуми-Торума. Он выслушивает просьбы камлающих в тёмных чумах шаманов (рядом с местом камлания для копыт коня ставят четыре металлические тарелочки с изображениями солнца). Мир-Суснэ-хум помогает излечению болезней, отведению опасностей. Ему приписываются функции культурного героя (он создал изобилие, некогда царившее на земле; победил враждебных людям существ; велел птицам прилетать летом в северные края и обучил людей охоте на птиц перемётом) и племенного покровителя манси и ханты.
Согласно мансийскому эпическому циклу, повествующему о жизни и деяниях Мир-Суснэ-хума, он - младший из семи сыновей Нуми-Торума, рождённый между небом и землёй в тот момент, когда его мать, наказанная Нуми-Торумом за супружескую неверность, была сброшена с неба (в одних вариантах матерью Мир-Суснэ-хум признаётся Калташ-эква, в других она считается воспитавшей его тёткой). Когда Мир-Суснэ-хум. подрос на земле, он захотел повидать мир и своего небесного отца. На коне Товлынг-лув Мир-Суснэ-хум объезжает вселенную, включая подземное и подводное царство, всюду разрушая козни злых сил и выбирая себе жён (среди них - дочери Вит-кана, Куль-отыра, Этпос-ойки, хозяйки Птичьей страны Мортим-эквы). С помощью матери Мир-Суснэ-хуму удаётся первому предстать перед Нуми-Торумом, благодаря чему он получает не принадлежавшее ему по рождению главенство над братьями и подтверждает его в поединках с «законным» претендентом Полум-Торумом (Тапал-ойкой). С этих пор земля и находится под присмотром Мир-Суснэ-хума.
Он может менять облик: для спасения своей жизни в распрях с братьями он часто превращался в гуся (одно из его именований - Лунт-отыр, «гусь-богатырь»), в виде гуся он совершает полёт в птичью страну Мортим-ма. Власть над птицами Мир-Суснэ-хум приобрёл благодаря тому, что в детстве, забравшись в гнездо огромной птицы Товлынг-Карс, спас (пощадил?) его птенцов, после чего Товлынг-Карс стал помощником Мир-Суснэ-хума, использовавшего его для дальнейших перелётов.
Мир-Суснэ-хум являлся одним из основных объектов религиозного культа у обских угров, имел идолов (в человеческом или гусином облике). Конь (и конские жертвоприношения), металлы, солнце как атрибуты Мир-Суснэ-хум и его культа указывают, вероятно, на южное происхождение этого образа (по некоторым гипотезам, восточноиранское; ср. Митра, «озирающий всю землю», «Яшт» Х 4, 13, надёжные аналогии в мифологиях других финно-угорских народов отсутствуют). Ряд признаков Мир-Суснэ-хум (сын божий, выросший на земле; посланник неба среди людей) способствовал отождествлению его с Иисусом Христом в представлениях тех групп обских угров, которые были затронуты миссионерской деятельностью православной церкви. С другой стороны, в некоторых мансийских мифах и сказках (возможно, позднейших) имеется тенденция к интерпретации Эква-Пыгрися как культурного героя-трикстера, сходного с такими персонажами сибирских мифологий, как Ича у селькупов, Альбэ и Каскет у кетов. Иногда Мир-Суснэ-хум и Эква-Пыгрись рассматриваются как два различных персонажа.
Е. А. Хелимский. Энциклопедия "Мифы народов мира", том II
Мир-сусне-хум «за миром следящий человек» – младший сын Верховного бога Нуми-Торума и Калтась-эквы. Он выиграл конное состязание с братьями и заслужил тем самым право на управление человеческим сообществом.
Им установлены основные правила общественного бытия. Он же является и своеобразным гарантом соблюдения этих норм. С реализацией установки на справедливость, «правильность» устройства мира (в широком смысле слова) связано и изменение ипостаси, в которой проявлялся Мир-сусне-хум. Так, в качестве царя птиц он поначалу выступал в образе лебедя, но затем воплотился в журавля, «так как лебедь не умеет вовремя кричать: весною начинает очень рано, а осенью перестает очень поздно; поэтому остальные птицы не знают точного времени прилета и отлета и нередко вследствие этого погибают».
Мир-сусне-хум осуществляет покровительство индивиду, которое предполагается с момента появления человека на свет. Со словами: «О, князь, окружающий страну семи князей, страну семи княгинь, да восстанет твой златой смысл морской воды, обской воды! О, Если бы ты показался над отверстием дымящегося горшка, дымящегося котла!» Мир-сусне-хуму (наряду с Калтась-эквой ) приносили бескровную жертву (ставили горшок с едой) после рождения ребенка. Эта жертва повторялась затем дважды – в детском возрасте и при достижении юношей социальной зрелости, что в угорском обществе соответствовало признанию за человеком репутации самостоятельного охотника.
Жертвуя Мир-сусне-хуму, манси были уверены в том, что он обязан покровительствовать человеку: «Для того тебя произвел твой отец золотой Кворыс, чтобы ты защищал душу моей дочери, моего сына. Ночью умоляем тебя со слезами, днем умоляем тебя со слезами: защити нас от болезни. Если заболеет женщина, вылечи ее, если заболеет мужчина, вылечи его! Золотой князь, золотой человек, об этом тебя просим, об этом тебя умоляем».
Особенно значимы функции Мир-сусне-хума , связанные с прочностью, стабильностью дома и семьи. Отсюда и потребность людей иметь его изображение, которая определялась необходимостью космического упорядочения жилища. В этой связи изготовлялись священные покрывала ялпынг-улама с его изображениями. С одной стороны, жилище обретало космоподобные очертания лишь при наличии в его «верхнем мире» Мир-сусне-хума , с другой – только присутствие последнего обеспечивало крепость и неразрушимость Дома-Космоса, являвшегося прибежищем семьи.
Жертвоприношения Мир-сусне-хуму совершались в связи с рождением, вступлением в брак, в случае болезни, при отправлении человека в дальний путь; они выражали заботу о здоровье родственников, живущих вдали. Кровавую жертву Мир-сусне-хуму приносили через некоторое время после похорон. Оленя жертвовали непосредственно в жилище, петуха – на чердаке, а заклание лошади осуществлялось у дома, напротив святой стены ( мула ).
Покровительство являлось важной, но отнюдь не единственной функцией «Человека, осматривающего мир». Считалось, что Мир-сусне-хум следит за соблюдением людьми норм и правил человеческого общежития (общинножития) и опекает живущих в соответствии с этими установлениями. Напротив, тех, кто ведет себя «не по-людски» (а соответственно, «не по-божески»), он, будучи судьей, а часто и исполнителем им же вынесенного приговора, карает, и нередко жестоко.
Мир-сусне-хум выполнял обязанности арбитра в тяжбах не только между людьми, но и между людьми и духами-покровителями. Налицо различие в природе этих духов и «Человека, осматривающего мир». Если в отношениях первых с людьми господствует принцип дачеобменности, эквивалентности жертвы и воздаяния, то для Мир-сусне-хума важнее другое. Он декларирует свое отношение к человеку следующим образом: «Хочу, чтобы, когда человек убивал черного зверя, красного зверя, – думал обо мне».
Генетически образ Мир-сусне-хума связан с образом общеиранского божества договора Митры, заимствованным у иранцев предками манси еще до того, как они переместились в высокие широты. При этом угры заимствовали не только образ Митры, но и соответствующую идеологию, которая будучи трансформирована в новой среде стала доминировать в их религиозном сознании.
Литература: Айхенвальд, Петрухин, Хелимский, 1982; Гемуев, 1990 а; Гондатти, 1888; Соколова, 1980; Топоров, 1975; Топоров, 1981; Чернецов, 1935; Чернецов, 1939; Kannisto, 1958; Karjalainen, 1922; Munkacsi, 1892-1902; Munkacsi, 1892
И.Н. Гемуев
Источник: http://www.yamalarchaeology.ru/index.php?module=subjects&func=printpage&pageid=152&scope=page