Otorten.ru / Уральский словарь / Полум-Торум-пыг
Полум-Торум-пыг «Сын Полум-Торума». Считался основателем ряда мансийских поселков, расположенных на Северной Сосьве (Верхне-Нильдино, Петкаш, Резимовские юрты) и нижней Оби (Новинские и Сурейские юрты). Жители этих селений именовали себя полум махум «пелымским народом», считая, что их предки пришли с берегов Пелыма под водительством Полум-Торум-пыга. В упомянутых поселках сын Полум-Торума почитался в качестве Павыл-ойки «старика селения».
В конце XX в. недалеко от Верхне-Нильдино продолжало функционировать святилище Павыл-овыл-аки «дядюшки конца деревни» (вар. Пауль-урне-ойка «деревню держащий старик») – Полум-Торум-пыга «Сына Пелымского Бога». Оно располагалось в центре елового мандала на левом берегу р. Яны-я, правого притока Северной Сосьвы и принадлежало манси Вынгелевым. На небольшой возвышенности стоял ура: в торцах двух пней, выполнявших роль опор, были вырублены прямоугольные пазы, в которые уложены поперечные бревна, на них был установлен амбарчик. Длина его составляла 180 см, ширина 110 см, высота 140 см, высота опор 190 см. Стены были сбиты из тесанных плах, крыша двускатная, с каждой стороны уложено по три доски с запасом. Крыша увенчана охлупнем, представлявшим собой корытообразное бревно с двумя заостренными концами. Досками боковых стен и крыши были образованы выступы с задней и передней сторон ура. Дверь приставная, составленная из двух досок, скрепленных двумя деревянными поперечинами. На ветках деревьев, стоящих за сумьяхом, висело несколько медвежьих черепов. В полутора метрах от входа в сумьях стоял стол на четырех ножках, еще через пять метров располагалось кострище. Опорами для тагана служили колья, верхние части которых были увенчаны вырезанными личинами менкв-пырищей «сыновей менквов», со скошенным вниз и внутрь лбом, прямым, выступающим вперед носом, глазами и ртом, вырезанными ножом в форме овала. Менкв-пырищи выполняли функции караульщиков огня.
В задней части амбарчика на подставке, сбитой из двух досок и опиравшейся на два поперечных бруска, была усажена антропоморфная фигура Пауль-урне-ойки в черном халате с тремя завязками, под которым находилось несколько одетых одна на другую разноцветных хлопчатобумажных рубах. На голову духа-покровителя была надета островерхая суконная шапка из красных, желтых и зеленых клиньев с кисточкой из лент тех же цветов и опушкой из меха ондатры по нижнему краю. Под ней находилась шапка из черных и красных клиньев с собольей оторочкой и шапка из черных и синих суконных клиньев с опушкой из ондатры.
Справа и слева от фигуры вдоль помещения были установлены перекладины из тонких жердочек, сплошь увешанные жертвенными платками; перед входом лежали пачка папирос, пачка чая, спички, жестяная миска с пятью рюмками.
В сундучке, стоящем слева от входа, находились арсыны и фигура духа-покровителя, сердцевиной которой являлось бронзовое антропоморфное изображение в короне из трех личин, выполненное методом плоского литья.
В сундуке, стоящем справа от входа также хранились арсыны, между которыми находилось серебряное блюдо (см. олн ани) в двух шапках-чехлах, вложенных друг в друга. По словам манси, на блюде «показана война Полум-Торума с менквами , когда царя не было, людей и воды не было, бог только землю начинал».
Посещали святилище зимой и приносили в жертву Полум-торум-пыгу коня. Животное привязывали к жертвенному столбу (анквал ), клали ему на спину принесенный из дому ялпынг-улама . Поднимали крышку сундука и вынимали блюдо, затем за кожаный ремешок подвешивали его на ветку березы. При этом полагалось говорить следующее: «Полум-Торум, приходи, тебе лошадь забьем».
Святилище Полум-Торум-пыга пострадало в результате пожара тайги в 1989 г. Амбарчик остался цел, подгорел низ передней опоры и лестница. По информации, полученной от жителей селения, для Пауль-урне-ойки после пожара был построен новый амбарчик, недалеко от прежнего места.
Литература: Гемуев, Бауло, 1999; Источники..., 1987; Мифы..., 1990; Чернецов, 1939; Чернецов, 1947 а
А.В. Бауло
Источник: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/museum/prj7/href.php?art=e&e=25