Otorten.ru / Уральский словарь / Пор
Пор - самоназвание членов одной из двух фратрий у северных манси, предком которой считался медведь – «лесной зверь», «луговой зверь», «божественный зверь». Люди фратрии Пор называли себя Пор махум «народ Пор» или пупыг сир «медвежий род». Медведь идентифицировался с Нуми-Торумом, верховным богом, его называли также «Когтистым стариком». В песнях и сказаниях медведя именуют «братом матери», «двоюродным братом матери», «братом женщины Пор». Все члены фратрии Пор считались родственниками и в браки друг с другом не вступали. Медведь воспринимался и как культурный герой: от него люди получили огонь и лук.
Члены фратрии Пор считаются в родстве с лесными великанами менквами, противостоящими мис, покровителям Мось. По народной этимологии люди пор связаны также с зонтичным растением порыг. В предании говорится, что вначале Мось-хум (в другом варианте Мось-нэ ) живет с сестрой (или с братом). Верхний дух говорит им, что нельзя жить брату с сестрой. Мось-хум женится на дочери Городского богатыря (или делает себе жену из кедрового дерева). Сестра Мось-хума убивает его жену (уничтожает кедровую женщину) и выдает себя за его жену. У них рождается ребенок. Узнав правду, Мось-хум убивает сестру и ребенка. Из крови Мось-нэ вырастает растение порыг. Медведица съедает растение, у нее рождается медвежонок и девочка, первая женщина Пор. Сын Городского богатыря убивает медведицу с медвежонком и женится на женщине Пор. Медведица перед смертью дает наказ дочери не касаться шкуры и частей тела медведицы, не есть ее мяса. Дух ее уже после смерти навещает дочь и продолжает свои наказы в течение четырех ночей (срок, пока едят ее мясо): похоронить кости. После этого медведица и медвежонок превращаются в звезды.
Люди Пор почитали кедр и лиственницу, эти деревья были постоянными атрибутами медведя и менквов. Из кедра делали изображения духов. Генеалогические группы фратрии Пор почитали лося, орла, лебедя, чайку, филина. Центром фратрии Пор считалось с. Вежакары на нижней Оби. Его называли также Ялп-ус («священный городок», по-хантыйски Ем-вож). Здесь находилось святилище Ялпус-ойки, «Старика священного города», Когтистого старика (Консенг-ойки ), т. е. Медведя. В селении еще в 1930-х гг. сохранялся общественный дом, в котором проходили периодические медвежьи игры, или пляски. В лесу стоял священный амбар, в котором хранились аксессуары медвежьих плясок (посохи, маски), часть их находились также и в общественном доме. В доме жил хранитель медвежьих обрядов.
Люди Пор в прошлом, по-видимому, не охотились на медведя и не ели его мясо. Со временем табу ослабли, тем более, что культ медведя приобрел общеплеменной характер, т.е. распространился и среди членов фратрии Мось.
Литература: Соколова, 1983; Чернецов, 1939; Kannisto, 1958; Munkácsi, 1892-1902; Munkácsi, 1892; Munkácsi, 1893; Munkácsi, Kálmán, 1952
З.П. Соколова
Источник: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/museum/prj7/href.php?art=e&e=25