Otorten.ru / Уральский словарь / Молебный Камень

Молебный Камень, горный хребет между Вишерой и верховьями правых притоков Лозьвы — Северной Тошемки и Вижая, с севера ограничен рекой Нёлс, с юга и юго-запада — рекой Большая Мойва. Наиболее значительные вершины: Ойка-Сяхыл — «Старик-гора» (1279 м), Эква-Сяхыл — «Старуха-гора» (к югу от Ойка-Сяхыл) и Хусь-Ойка — «Старик-слуга» (см. Муравьиный Камень). На картах и в справочниках название северной вершины Ойка-Сяхыл часто передается искаженно — Ойкачакур.

Русское название хребта — калька мансийского Ялпынг-Нёр — «Святой Камень», «Святой Урал» (иногда Али-Ялпынг-Нёр — «Южный Святой Камень»).

Таких «молебных» названий, которые указывают на святые для древнего населения места, на Урале много: Молебная гора (в документах XVII века — Молебный остяцкий камень), река Молебка и село Молебка на реке Сылве в Пермской области, речка Молебка, впадающая с востока в Исетское озеро, остров Молебный на Аятском озере в Свердловской области и т. п. О том, что Молебный Камень (Ялпынг-Нёр) некогда был для манси святым местом, свидетельствует название седловины на этом хребте Пурлахтын-Сори, то есть «Седловина, на которой приносят жертвы». Ср. Ялпынг-Нёр (Сосьвинский Ялпынг-Нёр).

А.К. Матвеев. "Вершины Каменного Пояса. Названия гор Урала"

Панорама хребта Молебный Камень с вершины горы Ишерим

Панорама хребта Молебный Камень с вершины горы Ишерим. (Источник)

" Запретным и, может быть, самым таинственным местом, являлся Большой Молебный Камень — Ойка-Чахль. На вершину которого разрешалось заходить, только шаманам. На его каменистых, усыпанных чашевидными выемками - «цирками», склонах, прятались тайные молебные поляны, на которых восставали из земли выдолбленные из твердого темного кедра болваны — менквы. Они, количеством семь штук, защищают святилище от непрошеных врагов. Центральное же место занимает главный бог, лиственничное изваяние которого возвышается над замшелыми глыбами и всем прочим, обыденным, окружающим миром, уже лет двести. Грубо высеченные, страшные черты лица смотрят в сумрачные дали, охраняя покой и мир. У подножья Мир-Сусне-Хума (Верховного божества), подарки — всевозможных времен монеты, завернутые в цветные лоскуты гильзы, кусочки серебряной фольги, истлевшие шкурки, женские бусы из бисера, золотые серьги, серебряные чаши. На камнях реквизиты из фильма ужасов — звериные черепа, похожие на медведя и рысь. Это были подарки богам, скопившиеся за несколько веков, многие поколения людей из разных мест прикасались к ним. Прикасались с мольбами и надеждами, прежде чем они легли к подножью лиственничных болванов. В радиусе нескольких метров все усыпано костями, иногда обугленными, истлевшими. Не исключено, что где-то, под спрессовавшимся слоем золы, лежат и человеческие. Ведь каких-то триста лет назад в жертву богам приносили людей, а их губы смачивали человеческой кровью. "

П.Н. Бахарев, С.И. Михалевич "Аборигены Урала (вишерско-лозьвинские манси сегодня)" 2007, 96 с.

Вверх

На главную