Otorten.ru / Уральский словарь / Пори
Пори - бескровное жертвоприношение. Наиболее распространенным видом жертвоприношения была узкая полоска ткани с завязанной в углу монетой (арсын – от русского «аршин»). Арсыны приносили на святилища при каждом его посещении и привязывали на одно из деревьев, либо хранитель клал приношение в амбарчик. Поскольку на женских местах именно арсын был основным видом жертвы, то деревья там были сплошь увешаны полосками ткани.
К числу распространенных приношений относились и денежные пожертвования (сарк «жертвенные деньги»). Деньги приносили в узелках, складывая последние в сумьях, либо оставляли монеты у подножия деревьев. Святилища локальной группы нередко становились своеобразными «ссудными кассами», откуда люди могли заимообразно взять некоторую сумму для уплаты ясака или в случае голода; возврат денег считался обязательным.
На святилищах в больших количествах скапливались жертвенные одежды (варим улам) и меха. Например, Мир-сусне-хуму на верхней Лозьве было принято приносить меха лисицы, соболя, выдры, белки-летяги; нередко шкурки соединялись между собой широкой «зырянской» лентой.
По случаю рождения ребенка готовили специальную жертву: лук со стрелой (мальчику) или игольницу (девочке). Некоторым лесным духам жертвовали стрелы с железными наконечниками.
Всеобщими являлись жертвы едой и питьем, обозначаемые глаголом пурли «угостить, пожертвовать». Так, например, приношение духу реки проходило весной во время освобождения ее ото льда. На верхней Лозьве произносили молитву: «Я жертвую реке, я жертвую любимой реке дымящуюся миску; пусть лед ниже селения не тает без жертвы в виде дымящейся миски !» Когда лед у деревни начинал трогаться, устраивали жертвенный пир. Пищу варили дома или на берегу реки; мужчины ели голову лося, женщины – остальное мясо. Из муки, соли и мяса готовили кашу, пекли пироги и оладьи. В момент первого движения льда пищу начинали раскладывать в миски, одновременно мужчины стреляли из ружей. Затем поворачивались к реке, кланялись и произносили молитву. Остывшую еду позже уносили с берега, при этом на лед бросали хлеб и соль. На нижней Конде в подобном случае кидали на лед пищу, табак, мужчины – стрелу, женщины – веретено. На Тавде женщина, попав после свадьбы в селение, стоявшее на другой реке, бросала в нее хлеб, когда впервые брала воду. «Обскому князю» приносили жертвы сразу после ледохода: выезжали на середину реки, в воду лили пиво, кланялись в направлении течения и произносили молитву; затем забрасывали сеть и клали в кошель невода кусок хлеба. При жертвоприношении Халев-ойке мужчина, выехав на лодке на середину реки, стучал по борту, чтобы дух-покровитель его услышал и лил вино из кружки в воду.
На верхней Лозьве женщина, готовившаяся к родам, приносила в подарок Калтась-экве шаль и накидку.
При постройке жилища для привлечения кол сот «домашнего счастья» на угол дома клали деньги, платки с монетами, ставилась миска с жиром. Для Совья-хум, существа, обитающего в доме, ставился жир и вешались платки. На Конде в жертвенную пищу нельзя было добавлять соль и жир домашних животных.
Направляясь в путь, было принято жертвовать Мир-сусне-хуму: в комнате на полку перед пупыг-тотап «священным» сундуком ставили открытую бутылку водки и наполненный стакан, одновременно кланялись и произносили молитву.
Удачи на охоте просили у лесного духа, жертвуя ему кашу из ячневой крупы или ржаной муки, рыбий жир или масло; при этом кланялись на юг. На рыбалке еду клали на крышу берестяного шалаша, в лесу – на пень или ствол свалившегося дерева.
Литература: Гемуев, 1990 а; Гемуев, Бауло, 1999; Гемуев, Сагалаев, 1986; Источники..., 1987; Инфантьев, 1910; Новикова, 1996; Носилов, 1904; Ромбандеева, 1993; Соколова, 1971; Kannisto, 1951; Kannisto, 1958; Karjalainen, 1927; Munkácsi, 1892-1902; Munkácsi, 1902
А.В. Бауло
Источник: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/museum/prj7/href.php?art=e&e=25